http://www.puir.com.ua/?p=city&id=149

 

ИЗРАИЛЬ   ИЕРУСАЛИМ

 

Самым главным местом Земли Обетованной является город Иерусалим, который, как и вся эта земля, также называется Святым. Много столетий назад, задолго до основания Иерусалима на место будущего города по повелению Божию пришел со своим сыном Исааком - Авраам, для принесения жертвы. Здесь же, несколько веков спустя, царь Давид основал свою столицу. Сын Давида - Соломон построил в Иерусалиме храм, который на протяжении многих веков был единственным местом истинного Богопочитания - здесь проповедовали ветхозаветные пророки, предвещая пришествие в мир Сына Божия. В Иерусалимский храм был принесен младенец Иисус и был встречен праведным Симеоном. Будучи отроком, Господь неоднократно посещал Иерусалим, удивляя книжников Своей необыкновенной мудростью. Начав мессианское служение, Спаситель несколько раз посещает Святой град, проповедуя наступление Царства Небесного. Последний приход Христа в Иерусалим сопровождался поистине царской встречей, однако, ликование толпы было недолгим - встреченный как царь, Господь вскоре предается на поругание и позорную смерть. На горе Голгофе совершается распятие Христа. Положенный во гроб, Христос преодолевает смерть - пришедшие ко Гробу мироносцы не находят тела Учителя. Восставший от Гроба Господь вскоре является ученикам, уверяя их в истинности Своего Воскресенья. Все эти события, глубоко изменившие историю человечества, произошли здесь - в Иерусалиме. Отсюда же, следуя повелению Христа, началась проповедь Евангелия по всему миру. Святой Иерусалим является первым местом в паломничестве по Святой Земле - поклоническая программа для русских богомольцев обычно начинается с посещения Русской Духовной Миссии - официального представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. Здесь паломники получают благословение на совершение паломничества - отсюда начинается их путь по стопам Господа. Самым важным местом паломнической программы является Храм Воскресения с его великими святынями: Голгофой, Камнем Помазания, Живоносным Гробом Господним. Этот храм является главной святыней христианского мира, местом спасения человеческого рода. Каждый православный паломник старается не только посетить Храм Воскресения, поклониться его великим святыням, но и помолиться на ночной Литургии у Гроба Воскресшего Иисуса Христа. Совершая поломничество по Иерусалиму, поломники посещают места, связанные с последними днями земной жизни Иисуса Христа, они приходят  на Сион, где Господь совершил с учениками последнюю трапезу и установил таинство Евхаристии. Молятся в Гефсиманском саду - там, где Господь молился до кровавого пота и где Он был взят воинами. Паломники проходят по Крестному Пути - той дороге, которой Господь шел к месту Своего распятия - Голгофе. Последуя апостолам, паломники поднимаются на Елеонскую гору, откуда Воскресший Христос вознесся на небо. Особой любовью русских богомольцев пользуются места, связанные с жизнью Божьей Матери - паломники непременно посещают место Рождества Девы Марии, место Ее славного Успения, с умилением молятся у Гробницы Божьей Матери в Гефсимании. Последуя стопам Богородицы, паломники посещают русский Горненский монастырь в Эйн-Кареме, куда пришла Божья Матерь после Благовещания, и где Она находилась в течение трех месяцев - в этом же селении, согласно преданию, родился Иоанн Предтеча. Иерусалим расположен примерно в шестидесяти километрах от побережья Средиземного моря в Иудейских горах на высоте восьмисот метров над холмистой, сильно пересеченной местности. Необходимость приспосабливаться к сложностям рельефа сформировала характерный облик города - карабкающиеся по склонам холмов дома, причудливо петляющие и переплетающиеся узенькие улочки и переулки. Город построен из иерусалимского камня - розовато-желтого песчаника, который в лучах заходящего солнца выглядит совершенно золотым. Унаследованный от времен британского мандата запрет на использование в строительстве материалов другого цвета, кроме песчано-золотистого, оберегает удивительную гармонию города, усиливает впечатление единого целого, сглаживает неуклюжесть не очень удачных архитектурных решений. Население Иерусалима на сегодняшний день составляет шестьсот тысяч человек, 75% которых - евреи. Пестрота национального и религиозного состава кажется невероятной. Это город-космополит, гудящий машинами, где светские улицы с государственными учреждениями и модными бутиками переплелись с пестрыми, тесными и шумными восточными базарами. Аскетические безлюдные черно-желтые кварталы евреев-ортодоксов соседствуют с неопрятными многолюдными арабскими поселениями, тут же  - островками кварталы румынских, бухарских, польских, марокканских евреев, а также русские, немецкие, французские колонии. Любовь израильтян к природе здесь очевидна, как нигде - Иерусалим утопает в зелени естественных и искусственных насаждений. В парках, на газонах и клумбах благоухают лаванда, мята, розмарин, миндаль, радуют глаз вечнозеленые оливы, кедры, кипарисы, финиковые пальмы. Среди них есть и такие, возраст которых перевалил за две тысячи лет.

            

                     И С Т О Р И Я

Поселение на месте нынешнего Иерусалима существовало уже в каменном веке, первое упоминание о городе "Урусалим", стоящем на главной дороге, тянущейся вдоль цепи Иудейских гор из Египта в Месопотамию и из Финикии к Красному морю, относится к девятнадцатому веку до нашей эры. Он назывался также Иевсусом по имени древнейшего племени земли Ханаанской - иевсусеев, владевших городом с незапамятных времен. Еврейская история города, названного Иерусалимом - "Жилище мира", начинается с 969 года до нашей эры, когда царь Давид, отвоевавший город у иевсеев, объявляет его столицей объединенного Еврейского царства вместо Хеброна, являющегося стольной резиденцией Давида в первые семь лет правления. Давид перенес в Иерусалим важнейший объект поклонения всех иудейских племен - Ковчег Завета, сделанный в пустыне по указанию Моисея ларец со скрижалями Завета (двумя каменными досками, на которых выбиты "Десять Заповедей"). Сын Давида - Соломон за сорок лет своего правления сделал очень много для расширения и укрепления столицы. Были возведены новые крепостные стены, дворцовые и культовые здания и самое главное из них - Храм на горе Мория (впоследствии - Храмовая гора). В стены Первого Храма был помещен Ковчег Завета, он стал центром духовной и религиозной жизни евреев, а позже их национальным символом. После смерти Соломона в 928 году до нашей эры, когда объединенное Израильское царство распалось на два самостоятельных, Иерусалим стал столицей Иудеи - в нем продолжала править династия Давида. В 586 году до нашей эры Иерусалим разграбил и разрушил вавилонский царь Навуходоносор, жителей угнали в Вавилонию - был уничтожен до основания и Первый храм. В 538 году до нашей эры персидский царь Кир, сокрушивший Вавилонскую империю, разрешил евреям возвратиться в Иерусалим и вновь отстроить город и Храм - так началась эпоха Второго Храма. Персидское владычество сменилось греческим, когда в 332 году до нашей эры Иерусалим был захвачен Александром Македонским. Насильственная эллинизация иудеев, конфискация сокровищ Храма и превращение его в Святилище Зевса вылились в 167 году до нашей эры в победное восстание евреев. Разрушенный Второй Храм был восстановлен и вторично освящен, Иерусалим превратился вновь в свободную столицу независимого государства и оставался таковым до 63 года до нашей эры, когда Иудея опять попала под власть римлян. В 40 году до нашей эры сенат Рима пожаловал власть Ироду Великому, еврею по отцу, и отправил его управлять Иудеей. В годы его правления город был значительно расширен, укреплен и украшен, Храм полностью реконструирован, отделан с неслыханной роскошью и превращен в одно из самых впечатляющих сооружений своего времени. Иерусалим еще оставался еврейским городом под управлением рима, когда здесь в 33 году нашей эры по приказу римского прокуратора Понтия Пилата был распят Иисус Христос. В 70 году нашей эры в ходе Иудейской войны против римлян императором Титом был разрушен Второй Храм, а после нового восстания, произошедшего через шестьдесят лет, стерт с лица земли и сам Иерусалим. Территория города была перепахана плугами и на ней по распоряжению императора Элия Адриана построили небольшой городок по типу римского военного лагеря, названный Элия Капитолина. Евреям приближаться к городу было запрещено под страхом смерти. Запрет был снят в четвертом веке нашей эры после распада Римской империи при византийском императоре Юлиане, а имя возвращено Иерусалиму - Константином Великим. В христианской Византии  Иерусалим становится Священным городом, возводится несколько храмов, в том числе главная христианская святыня Храм Гроба Господня, а евреи снова изгоняются из города. Только раз в год, в день скорби по разрушенным Храмам, разрешалось им приходить в город, чтобы увидеть руины Второго Храма. Византийский период владения Иерусалимом закончился в 638 году, когда после двухлетней осады город захватил арабский халиф Омар ибн ал-Хаттаб. Арабы стали называть его  ал-Кудс -Святыня, так именно в Иерусалиме состоялось вознесение пророка Мухаммеда на небо. На месте вознесения, на Храмовой горе, где раньше стоял главный Храм еврев, была возведена мечеть Омара - одна из главных мусульманских святынь, а Иерусалим превратился в важнейший центр ислама. В 969 году городом завладели египетские Фатимиды, в 1077 году - турки. В 1099 году Иерусалим был захвачен крестоносцами, пришедшими вырвать из рук "неверных" Гроб Господень. Захват Иерусалима сопровождался зверской резней его жителей, одна из двух больших мечетей была превращена в штаб Ордена Тамплиеров, а другая - в христианскую церковь. Иерусалим стал столицей Иерусалимского королевства. Мусульманам и иудеям жить в городе не разрешалось. Вернув себе Иерусалим в 1187 году мусульмане начали большую реконструкцию города, в первую очередь превратив христианские церкви в мечети. В это время начала постепенно возрождаться еврейская община. С 1250 по 1500 года находился под властью занявших главенствующее положение среди мусульман египетских мамелюков - им исламский Иерусалим обязан многими своими красотами. В 1517 году Иерусалим перешел в руки турок и оставался частью Османской империи до 1917 года. В период правления султана Сулеймана Великолепного (1520-1566 года) город был значительно благоустроен и обнесен новой крепостной стеной, сохранившейся до наших дней, была организована система водоснабжения, построены дома. На протяжении четырехсот лет турецкого владычества население Иерусалима составляли в основном арабы, но постепенно росла и крепла еврейская община, значительное увеличение которой произошло в начале девятнадцатого века благодаря развитию сионистских идей. К 1840 году среди пятнадцати тысяч жителей Иерусалима насчитывалось свыше семи тысяч евреев. К середине девятнадцатого века территория, ограниченная городскими стенами, стала тесной для все возрастающего населения, и за ее пределами стали строиться новые кварталы. В 1850 году началось сооружение зданий "Русского Подворья" для приема паломников из России. В 1860 году немецкий миссионер Людвиг Шнеллер построил комплекс зданий для сиротского приюта, а в 1873 году возник жилой квартал, названный Немецкой колонией. В конце девятнадцатого века за пределами Старого города начали строиться также многочисленные церкви и монастыри различных христианских организаций. Часть Иерусалима, находящаяся за крепостной стеной, стала именоваться Новым городом, а внутри остался Старый город.

                  

                  И Е Р У С А Л И М

Вечно молодой с многовековой историей - Иерусалим - это музей под открытым небом, и динамичный современный город, в котором прошлое живет бок о бок с настоящим. Уникальный характер Иерусалима завораживает все чувства - это и золотой ореол заходящего солнца, отражающийся в каждом здании, облаченные в черные одежды мужчины и мальчики с пейсами, спешащие в сенагогу, и перезвон церковных колоколов, и голос муэдзина, созывающего правоверных на молитву, и толпы народу, спешащие по своим повседневным делам в этом самом волшебном городе мира. Энергетическая аура Иерусалима - синтез невообразимой древности и современности, веры и атеизма, земного и духовного. Только посетив Святой Город, можно понять, что захватывающая сегодняшняя действительность под стать своему историческому прошлому. Тем, кто приезжает в Иерусалим за духовной пищей, кто просто хочет отдохнуть - легендарный многоликий город обещает исполнение любой мечты и сбывшихся надежд. С тех пор, как царь Давид сделал Иерусалим своей столицей, и его сын Соломон воздвиг Первый Храм, само название города отождествляется с совершенством и духовностью, деятельностью и созерцанием. И сегодня, как в библейские времена Иерусалим одновременно является целью бесчисленных паломников, резиденцией правительства и полным жизни городом, где можно заниматься всем - как мирским, так и духовным. Прогулка по некоторым неповторимым кварталам города позволяет проникнуться их уникальной атмосферой: это Ямин Моше, что за долиной напротив Старого города с его фешенебельными особняками и картинными галереями; Театр "Хан", размещающийся в здании Оттоманского периода; немецкая и итальянская колонии... Меа Шаарим (Сто ворот), населенный религиозными евреями, перенесшими сюда атмосферу восточноевропейского местечка... Кнесет - израильский Парламент и величественное здание Верховного суда Израиля, перед которым разбит розовый сад с тысячами цветущих кустов... Бульвар Хаас, откуда открывается незабываемая панорама Старого города, обнесенного стенами. Возможностям и впечатлениям нет конца. В библейские времена еврейский народ, выполняя заповедь Бога, совершал жертвоприношения в Храме в течение трех дней праздника Пасхи. Такое пасхальное паломничество и привело в город Иисуса Христа. По преданию, ночное вознесение пророка Мухаммеда в рай произошло на Храмовой горе в Иерусалиме. Таким образом, все три монотеистические религии тесно переплетаются друг с другом и с городом, где находятся священные места паломничества для каждой из них. Святынями для евреев являются  - Стена Плача (западная стена Храмовой горы) и бесценные реликвии еврейского квартала; для мусульман - величественные мечети на Храмовой горе, а для христиан всех конфессий множество церквей, возведенных там, где ступала нога Иисуса. Каждая из достопримечательностей связана с историей событий, происходивших на протяжении тысячелетий: Стена Плача и постройки времен Второго Храма, Гефсиманский сад, Виа-Долороза и Храм Гроба Господня; мечети Аль-акса и купол мечети на Камне Мория, заложенном Богом в основание мироздания. Не только в достопримечательностях старого города, но и в названиях холмов и долин благоговейно звучат отголоски прошлого, которое становится явью. Приверженцы каждой из религий лелеют в сердце свой "дух Иерусалима". Посещение Вечного города - поистине незабываемое впечатление - Иерусалим открывает вам лик прошлого и богатство настоящего во всем их многообразии - от археологических "парков" до произведений знаменитых мастеров. Однако живы и доступны для нас реликвии и знания, сосредоточенные в больших и малых городских музеях, дающие представление буквально обо всем - от древней истории Иерусалима до современного искусства. Те, кто направляется в Иерусалим, "возносятся" физически и духовно, поднимаясь по заросшим хвойными лесами Иудейским холмам к Священному городу трех религий: христианства, иудаизма и ислама. Неважно, приближаетесь ли вы к городу со стороны раскинувшейся на западе прибрежной долины или от Иудейской пустыни на востоке - контраст все равно остается сильным и впечатляющим. Даже сам воздух становится острее и чище. Приближаясь к Иерусалиму с любой стороны, вы сразу почувствуете, что этот город не похож на все другие. Раскинувшись среди гор и долин, названия которых уходят в тьму веков, старинные и новые кварталы сосуществуют добром соседстве. Согласно вековой традиции, каждое здание в городе отделано камнем, который добывают на окрестных холмах - известняком теплых золотистых тонов, или как его еще называют иерусалимским камнем, откуда и произошло имя города "Золотой Иерусалим".

            

         ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Старый город - это самая древняя и самая интересная часть Иерусалима, на его территории достаточно достопримечательностей, возраст которых измеряется тысячелетиями. Вплоть до середины девятнадцатого века стены Старого города фактически и были городской чертой. Сейчас Старый город - это архитектурно - исторический музей под открытым небом, религиозная святыня для паломников со всего мира, шумный пестрый восточный базар и место обитания двадцати семи тысяч городских жителей. Территория его поделена на исторически сложившиеся кварталы: Еврейский, Христианский и Мусульманский. Старый город окружен стеной - четыре километра стариных укреплений из огромных блоков серого камня, построенных в 1537-1541 годах оттоманским султаном Сулейманом Великолепным. По каменным лестницам с внутренней стороны стены можно подняться на восстановленную дорогу на крепостном валу. Зеленый пояс лужаек теперь охватывает почти всю территорию Старого города. В стене имеется восемь ворот. Во время бесчисленных войн, ворота по многу раз разрушали и восстанавливали - следы перестроек хорошо заметны. Все ворота расположены в самых низких точках городской стены, чтобы легче было доставлять воду из источников и резервуаров для сбора дождевой воды, находящихся за пределами города. Сегодня ворота связывают Старый и Новый Иерусалим... Сионские ворота - выводят из Армянского квартала к горе Сион - отсюда и название... Яффские ворота служат сегодня главным входом в Старый город со стороны Западного Иерусалима. Здесь начинается дорога на Яффу, которая издавна была главным въездом в Иерусалим. Замостили ее в 1898 году по случаю визита прусского кайзера Вильгельма Второго, тогда же была пробитабрешь рядом с воротами, которую так и не заделали. Яффская дорога остается основной транспортной магистралью. Прямо над воротами полускрыт зеленью "Переулок искусств и художественных ремесел", где разместились студии художников и ремесленные лавочки-мастерские. Новые ворота - единственные построенные не Сулейманом - их пробили в стене Старого города в 1887 года по просьбе христианских паломников, чтобы облегчить сообщение между Христианским кварталом и религиозными учреждениями за пределами города. С 1948 по 1967 года ворота были закрыты иорданцами... Дамасские ворота - самые большие и наиболее нарядные, построены Сулейманом Великим в 1537 году на месте, где был проход в ранее существовавшей стене Ирода. Ворота выводят из Старого Города в Восточный Иерусалим, от них начинается дорога в Дамаск. Ворота Ирода - названы так по ошибке, так как расположенная рядом церковь была принята за дом Ирода Антипы. Они украшены узором в виде розы и называются также "Воротами цветов"...  Львиные ворота охраняет пара львов на барельефах, их называют иногда Ворота Святого Стефана - согласно легенде, христианский первомученик был побит здесь камнями. Недалеко отсюда начинался Скорбный путь Христа на Голгофу. Через Золотые ворота, ведущие на Храмовую гору, по христианскому преданию, Иисус Христос вошел в Иерусалим, а еще более древнее еврейское предание гласит, что именно через них войдет в город Мессия при конце мира сего. Самые большие из всех ворота замурованы и остаются закрытыми с 1530 года. Говорят, турки решили заложить их кирпичом, чтобы никакой Мессия не мог войти в Иерусалим и отнять его у мусульман... Цитадель Давида - крепость из каменных блоков, доминирующая над всем Старым Городом, построена Иродом Великим в конце первого века до нашей эры на месте более древних оборонительных сооружений времен хасмонеев. Три башни замка названы именами - его жены Мариамны, брата Фаэсала и друга гиппикуса. Цитадель долгое время была мощнейшим опорным пунктом Старого города. Нынешний облик она приняла в правление Сулеймана Великолепного в шестнадцатом веке. В период Британского мандата (1917-1948) крепость была отреставрирована и превращена в музейный комплекс, а в период иорданского правления снова превратилась в военный укрепленный пункт. Сейчас здесь ведутся археологические раскопки, открыт Музей истории Иерусалима. Башня Фаэсала является архитектурным символом Иерусалима.

                               

                ЕВРЕЙСКИЙ   КВАРТАЛ

Евреи поселились здесь три тысячи лет назад во времена первого Храма, квартал тогда назывался Верхним городом. Сотни раз разрушенный, последний раз он был восстановлен после воссоединения Иерусалима в 1967 году. Первыми сюда разрешили вернуться тем, кто жил здесь до изгнания иорданскими властями в 1948 году. Вскоре его живописные переулки облюбовали художники и прочая богема. Сегодня Еврейский квартал является одним из наиболее престижных и дорогих жилых районов города с мощенными двориками и ухоженными садиками, с многочисленными магазинами и ресторанами, с синагогами и йешивами. Население шесть тысяч человек, центром квартала является пешеходная зона Кардо - модная торговая улица в соседстве со старинным базаром. Улица Колоннад - Кардо Максимум - шириной двадцать два метра была главным проспектом гарнизонного города Элиа Капитолина, построенного римлянами на месте разрушенного Иерусалима в 70 году нашей эры. У крестоносцев она была главной торговой улицей, а при мусульманах оказалась заброшенной и с течением времени была погребена под городским хламом и естественными наслоениями почвы. Лишь в 1980 году она была "выкопана" из-под четырехметрового слоя обломков и мусора. Элементы римских и византийских строений вмонтированы в современные сооружения, стоящие на древней мостовой. В начале улицы можно видеть копию мозаичной карты Иерусалима, изготовленной в шестом веке. Известная под названием "Карта Мадабы", она была найдена в Иордании в 1884 году. Большой раскоп позволяет увидеть внешнюю стену города времен иудейского царя Езекии... Сожженный дом - остатки строения времен Второго Храма - резиденции рода священнослужителей Бар-Катрос. Обнаруженный при раскопках слой пепла от сильного пожар свидетельствует, что что дом погиб, когда город разрушали войска Тита. Далее, Двор Ашкенази - жилой комплекс, основанный в 1400 году европейскими евреями. Большая Синагога была сожжена разъяренными кредиторами в 1720 году, а в 1856 году отстроена заново и отсюда ее название: "Хурва" - разорение. В мае 1948 года синагогу взорвали солдаты Арабского легиона, сохранилась лишь арка главного входа. Ниже Хурвы находится Сианагога Гурман - древнейший молитвенный дом Еврейского квартала, построенный  вскоре после того, как в 1267 году здесь поселился известный толкователь Библии раввин Моисей Бен-Нахман, приехавший из Испании. Далее, Комплекс четырех синагог, построенных сефардами в шестнадцатом веке, пострадавших в ходе боев в 1948 году и использовавшихся под конюшни во время иорданского правления, был восстановлен в 1970 году. Сейчас синагоги используются как храмы и как музеи. Далее, Синагога Иоханна Бен-Заккаи начала семнадцатого века построена в ярких народных традициях.

 

Западная Стена или Стена Плача, примыкающая к Еврейскому кварталу - самый важный памятник иудейской цивилизации. После разрушения Второго Храма - Стена становится наиболее священным местом для евреев, центром религиозной и национальной жизни. Вопреки распространенному мнению, она вовсе не часть погибшего Храма, а лишь остаток Западной части подпорной стены, со всех сторон окружавшей Храмовую гору. Стену возвел царь Ирод поверх более древней, оставшейся еще со времен Первого Храма. Во время разрушения Второго Храма уцелел лишь небольшой участок стены с западной стороны. Стена Плача высотой в пятнадцать метров и длиной около ста метров сложена из громадных обтесанных камней, стоящих один на другом без скрепляющего раствора под тяжестью собственного веса. По верху идет кладка времен владычества мамелеков и турков. Археологи установили, что Стена уходит вглубь земли еще на пятнадцать метров. В связи с этим планируется углубить площадь, чтобы она предстала во всем своем величии, но на это потребуется не менее двадцати лет. Поскольку Стена - единственное, что сохранилось от Храмового комплекса, евреи чтут Западную стену уже почти две тысячи лет. Название Стены Плача она получила из-за того, что к ней приходили и приходят излить свое сердце перед Богом и просить Его о милосердии. После воссоединения Иерусалима в 1967 году перенаселенные арабские лачуги, вплотную подступившие к Стене Плача, были снесены, а территория перед ней превращена в просторную площадь, отведенную для молящихся. Здесь в любое время года, днем и ночью, можно увидеть евреев, прислонившихся к стене в благоговейной молитве или помещающих свои послания к Богу в виде записок в разломах и трещинах камней (здесь есть женская и мужская половины). Особенно многолюдно в дни главных праздников - Песах, Шавуот и Сукот. К Стене Плача стремятся паломники евреи, приезжающие со всех концов света. Сейчас Стена Плача служит не тлько религиозным, но и также историческим и национальным символом. Здесь проводятся торжественные молебны и военные церемонии: в дни государственных праздников здесь принимают присягу новобранцы, начинающие службу в Армии обороны Израиля. Туннели Западной Стены - система подземных корридоров и залов, протянувшихся вдоль бывшей Храмовой стены на глубине около трех метров. Часть из них по предположению, служила тайными ходами для царя Давида, часть осталась как пустоты от бывших водохранилищ и карьеров, в которых добывались камни для мощения улиц Иерусалима, есть даже чаша общественного бассейна времен царя Ирода. В туннелях проводятся организованные экскурсии.

                               

                 АРМЯНСКИЙ   КВАРТАЛ

Армянский квартал граничит с Еврейским и Христианским, из Нового Города в него ведут Сионские ворота. Здесь тесной общиной проживает примерно две тысячи армян. Армяне, принявшие христианство и спасавшиеся от преследований у себя на родине, поселились в Иерусалиме в четвертом веке. Сейчас - это одна из самых немногочисленных национальных групп города. В церкви "Ассирийского Монастыря", воздвигнутой в двеннадцатом веке, находится каменная купель, покрытая серебром, в которой, по преданию, была крещена мать Иисуса - Мария. На территории "Армянского Монастыря" находится кафедральный собор Святого Иакова, памятник раннего христианского зодчества, относящийся к двеннадцатому веку, носит имя первого епископа Иерусалима. Утверждают, что он захоронен под алтарем. На территории "Монастыря Архангелов" рядом с церковью Масличного дерева растет древняя олива, к которой был привязан Христос во время бичевания. Отсюда название церкви Бичевания, а название монастыря, как и сам он, появились в честь ангелов, закрывших глаза, чтобы не видеть страданий Иисуса.

                          

           МУСУЛЬМАНСКИЙ   КВАРТАЛ

Мусульманский примыкает к Еврейскому и Христианскому кварталам, из Нового Иерусалима в него можно попасть через Дамасские, ворота Ирода или Львиные ворота. На территории квартала находится священная для всех трех монотеистических религий мира Храмовая гора (она же библейская гора Мориа). Место, где Авраам едва не принес в жертву своего сына Исаака, где некогда царь Соломон построил Первый Храм, а затем на его месте был возведен Второй Храм, испокон веков был для евреев самым важным на земле. Для христиан - Храмовая Гора ассоциируется с местом проповедей Иисуса Христа. Для мусульман это место, откуда пророк Мухаммед во время своего путешествия в Иерусалим вознесся на небо. С тех пор, как здесь была возведена одна из главных святынь ислама, Храмовая гора постепенно приобретала все более арабский облик. Сейчас вся ее территория представляет собой архитектурно-культовый комплекс Харам эш-Шариф. Арабские страны претендуют даже на то, чтобы гора была увенчана исламским флагом. В качестве компромисса Израиль полностью оставил управление комплексом мусульманским чиновникам - безопасность обеспечивает израильская пограничная полиция совместно с арабскими полицейскими. Территория Харам эш-Шарифа представляет собой ухоженный сад четырехугольной формы, окруженный каменной оградой с двеннадцатью воротами. Одна из стен является внешней стеной Старого города. Главным входом в комплекс служат Магрибские (Марокканские)ворота, построенные в 1314 году. Самой главной постройкой Харам эш-Шарифа является Купол Скалы или Мечеть Омара, которую воздвиг арабский халиф Омар во времена правления в Иерусалиме в 691 году, после Мекки и Медины это место - самое святое для ислама. Голубой восьмигранник сооружения с золотым куполом является архитектурной доминантой Иерусалима. Она стоит на огромной платформе, на которую можно подняться по одной из восьми лестниц. Наружные стены мечети покрыты мрамором и изразцами, оконные проемы "застеклены" витражами. Свинцовую крышу, отделанную медными позолоченными листами, в ходе ремонта в 1964 года заменили на алюминевую, окрашенную под золото. Крыши над ступенями четырех входов поддерживают витые колонны, на которых в Судный день установят весы и будут взвешиваться души людские. Внутреннее убранство мечети - шедевр искусства позолоты и мозаики, ковры и витражи дополняют убранство. Центральное место занимает скала - святыня Соломонова храма, так называемый "краеугольный камень", на котором Авраам готов был принести в жертву Исаака. С него же, по преданию, пророк Мухаммед вознесся на небо. Под камнем имеется пещера, где собираются духи умерших... Мечеть Аль-Акса с серебряным куполом построена в 693 году халифом Валидом - она стоит на остатках византийской базилики шестого века и перекрывает также просторные подземные помещения более древней кладки, известные как Соломоновы конюшни. Во времена крестоносцев в мечети располагались рыцари, охранявшие храм и получившие название тамплиеров (храмовников). Подвальные помещения они использовали также в качестве конюшен. Мечеть Аль-Акса - обширный комплекс, вмещающий до пяти тысяч молящихся, в ней семь входов, интерьер украшен колоннами и арками, на полу - дорогие ковры. Мечеть занимает заметное место в новейшей истории региона. У входа в нее мусульманский фанатик в 1951 году убил короля Иордании Абдулу на глазах его внука, будущего короля Хусейна. В 1969 году помешанный австралиец поджег здание. Пожар причинил большой ущерб и отозвался во всех мусульманских стран призывами к священной войне против Израиля. Между мечетями Омара и Аль-Акса имеется круглый бассейн диаметром два метра, в его центре - фонтан в виде резной каменной чаши, сооруженный в 1320 году. Вокруг бассейна устроены краны, водой из которых правоверные могут совершить ритуальное омовение. За пределами Харам эш-Шарифа мусульманский квартал соответствует сказочным описаниям средневекового Востока: мечети, медресе, рынки, резервуары для хранения воды, фонтаны, гробницы. Здесь сосредоточены постройки времен мамелюков, крестоносцев и византийцев. Некоторые используются по прямому назначению и сегодня.

                           

            ХРИСТИАНСКИЙ   КВАРТАЛ

В христианский квартал можно попасть через Новые или Яффские ворота. Здесь, в самой высокой точке Старого города, у римлян был храм, посвященный Венере. Заселение территории христианами началось в четвертом веке, когда византийский император Константин воздвиг на месте, где его мать Елена обнаружила благодаря своему чудесному сну  - могилу Христа, Храм Гроба Господня или Воскресения Христова. Первоначально были сооружены куполообразная церковь, крытый иконостас над пустой могилой, базилика и площадь, на которой было отмечено место распятия Иисуса Христа. В седьмом веке их разрушили персы, а после восстановления в одинадцатом веке арабы. В нынешнем виде церковь восстановили крестоносцы в 1149 году. В настоящее время и место распятия, и могила находятся под одной крышей - храм является главной святыней всего христианского мира. Большая и таинственная церковь озадачивает своими размерами и сложностью. Тяжелая смесь романских и ранне-готических элементов архитектуры, слабоосвещенный мрачный зал производит угнетающее впечатление. Своды его поддерживают колоннами и распорками, поставленным после землетрясения 1927 года, трещины стянуты металлическими скобами. Сейчас церковь делят между собой несколько христианских общин. У каждой в ней есть свои часовни и алтари, и каждая отправляет богослужения по собственному распорядку. Каждая отвечает за поддержание святости и уход за зданием на своей, точно определенной территории. В числе других достопримечательностей комплекса: Католикон - греческая церковь близ главной ротонды, где каменная чаша для святых даров отмечает центр земля; Гробницы крестоносцев  - Иерусалимскийх королей, русская православная церковь с богато отделанным золотом алтарем и иконами московских иконописцев с серебряными окладами необычайно тонкой работы. Вокруг Храма Гроба Господня стоят церкви чуть ли не всех христианских конфессий. Необычайнее всего упомянутый выше Эфиопский коптский комплекс: монастырь - копия африканской деревни из глинобитных хижин, а ее двор и эфипиоптская часовня расположились прямо на своде храма Гроба Господня. К храму примыкает также Александровское подворье с церковью Александра Невского, воздвигнутая над порогом Ссудных Врат. Кусок каменной плиты, защищенный стеклом, считается порогом городских ворот, через которые Иисус переступил на пути к месту казни. Стены церкви возведены на огромных известняковых блоках, кладка которых относится ко временам царя Ирода. Купальня Езекии - бассейн, дававший воду для орошения садов, окружавших дворец царя Езекии (седьмой-шестой век до нашей эры).

          

      ВИА ДОЛОРОСА ИЛИ СКОРБНЫЙ ПУТЬ

Эта дорога восстанавливает тот последний путь, который прошел Иисус Христос, неся свой крест, от места, где его судили, до места, где его распяли. Каждую пятницу группы христианских паломников во главе с монахами-францисканцами повторяют этот Крестный Путь. На священном маршруте канонизировано четырнадцать вех, именуемых остановками. Каждая отмечает какое-либо событие, произшедшее на пути. Девять первых остановок находятся на Виа Долороса и каждая осенена часовней или памятным знаком, последние пять - в храме Гроба Господня. Муниципальная корпорация по застройке Восточного Иерусалима недавно закончила ремонт Дороги Скорби, включавший восстановление обветшалых зданий и нависающих над улицей арок, замену сточно-дренажной системы четырехсотлетней давности. Когда очистили от наслоений Странноприимную Площадь, открылись плиты мостовой римского периода. Часть камней использовали для "обновления" Скорбного Пути. Так что каждый, ступающий на Виа Долороса, идет по камням, по которым, возможно, шел Иисус Христос. Дорога Скорби начинается от Львиных ворот, рядом стоит католический монастырь Святой Анны, на месте, где Иисус совершил чудесное исцеление. Наиболее сохранившаяся в первозданном виде постройка возведена на предполагаемом месте рождения Анной - Святой Девы Марии. Первая остановка на Крестном Пути - во дворе мусульманской школы Эль-Омария для мальчиков. Здесь располагалась резиденция Понтия Пилата - остатки римского претория находятся сейчас на территории женского католического монастыря Сестер Сиона. Здесь имеются две часовни византийских времен: Часовня Осуждения, воздвигнутая над предполагаемым местом, где Иисус выслушал свой приговор (плиты под часовней сохранились с римского периода), и Часовня Бичевания, где Иисуса Христа бичевали плетью и увенчали его терновым венцом, где Господь получил свой Крест - здесь Вторая остановка. Все дальнейшие остановки на Крестном Пути отмечены табличками с соответствующими цитатами из Библии.  Третья остановка, где Иисус упал, неся крест, ознаменована маленькой католической часовней, построенной на деньги польских солдат. Около армянской церкви Богоматери Великомученицы - Христос встретил свою мать - Четвертая остановка также отмечена часовней, на которой весит картина, изображающая их встречу. Далее Дорога Скорби идет круто вверх и переходит в оживленную торговую улицу, каковой она была и во времена Иисуса.  Пятая остановка находится на пересечении с улицей аль-Вад - это именно то место, где Симон Киринеянин перевалил на свои плечи крест, чтобы помочь изнемогающему Иисусу Христу. В стене около входа в памятную францисканскую часовню видна глубокая впадина от руки опершегося об нее Иисуса.  Шестая остановка у дома Святой Вероники, где блудница утерла лицо страдальца своим покрывалом, за что была пречислена к лику святых. В этом месте, где Дорога Скорби пересекает базар Сук Хан эз-Зеид, находится Седьмая остановка - у входа во францисканскую часовню сохранился остаток колонны, отмечающий место, где Иисус упал во второй раз. Здесь же, как полагают, были Судные Ворота, через которые Иисуса вывели из города к месту распятия, а также место, где его смертный приговор был вывешен на всеобщее обозрение. Здесь Дорога Скорби исчезает, так как остаток пути до места казни еще в середине века застроен зданиями. Восьмая остановка находится у греко-православной часовни Святого Харлампия при входе в греческий православный монастырь. Часовня построена на месте, где Иисус обратился к женщинам со словами: "Плачьте не обо мне, но об детях своих и о Иерусалиме ..." Покосившейся колонной у входа в эфиопский коптский монастырь отмечена Девятая остановка, где Иисус споткнулся в третий раз. Все следующие остановки находятся в пределах Церкви Гроба Господня. Ступени при входе справа ведут вверх на Голгофу - небольшую двухярусную часовню с тремя алтарями, стоящую на месте скалы, где произошло распятие. В конце прошлого века это место было выложено тесаным камнем и от настоящей скалы ничего не осталось. Десятая остановка, где с Иисуса сняли одежды, отмечена на мозаике пола. Последующие три остановки находятся на одном уровне и в нескольких шагах одна от другой у католического и греческого алтарей, они отмечают места, где Иисуса прибили гвоздями к Кресту, где установили Крест (обитое серебром отверстие обозначает точку водружения Креста Иисуса), и где тело сняли с Креста (обозначено небольшим католическим алтарем). Рядом с Голгофой - окруженный лампадами Камень Помазания, на котором было помазано миром и увито плащаницей тело Спасителя перед погребением. Четырнадцатая остановка - сам Гроб Господень - небольшая купольная часовня - Ротонда - воздвигнута в 1810 году над пещерой, в которой находится библейское место захоронения Иисуса Христа. Часовня состоит из двух приделов: Придела Ангела, сидящего на гробовом камне, и самой Гробницы, куда ведет низкий вход. Двухметровая гробница освещена только лампадками и занята погребальным ложем, на котором три дня возлежало тело Иисуса. У Святого Гроба ежедневно совершается Божественная литургия. Раз в год в Пасхальную ночь здесь чудесным образом возгорается Благодатный Огонь, символизирующий вознесение Христа на небо. Его принимает греческий Патриарх. От этого огня зажигаются пасхальные свечи в христианских церквях Иерусалима. Надо сказать, что протестанты чтут как Голгофу совершенно другой холм, находящийся за пределами Старого города у Дамасских ворот в Восточном Иерусалиме. Этот холм по виду напоминает череп, а слово "голгофа" и означает на древнееврейском "череп" (или "лоб", отсюда, кстати, по-русски "Лобное место"). Группа британских христиан в девятнадцатом веке обнаружила там могилу, совпадающую по виду с описанной в Новом Завете. По этому случаю в Лондоне в 1893 году было основано общество Садовой могилы, которое до настоящего времени заведует ею и заботится о ней.

                

        МАСЛИЧНАЯ ИЛИ ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА

 

Рядом со старым городом в восточной части Иерусалима возносится самая высокая из окружающих столицу гор - Масличная, высотой семьсот девяносто три метра, также здесь находятся древнейшие еврейские захоронения. В христианской истории Масличная гора почитается как место, связанное с Иисусом... у подножия горы найдена гробница Хезиров, построенная примерно в первом веке - эта семья упоминается в Библии среди фамилий служителей Иерусалимского Храма, гробница состоит из нескольких подземных склепов, надземный портик высечен из скалы. Гробница Авессалома, называемая также Столпом Авессалома, высечена из скалы сыном Давида для собственного увековечения - этакая египетская пирамида в еврейской интерпритации, неподалеку мавзолей пророка Захарии - отца Иоанна Предтечи. Археологи считают, что эти гробницы составляли часть обширного некрополя первого века, где хоронили богатых горожан и придворную знать. На вершине горы расположено самое большое действующее Еврейское кладбище - место упокоения знаменитых и богатых евреев со всего мира - здесь похоронены: создатель современного иврита Элиэзер Бен-Иегуда и его сын, премьер-министр Менахем Бегин, а также находится британская могила сорока восьми защитников Иерусалима, погибших в войне за независимость, похоронены солдаты, павшие в войне Судного дня. В период раздела Иерусалима (1948-1967), когда Восточный Иерусалим был под властью Иордании, было осквернено множество еврейских могил, а на гребне склона построен совершенно неуместный здесь сплошь застекленный огромный отель "Интерконтиненталь".

 

Гефсиманский сад у подножия Масличной горы - один из тех, что отождествляют с библейским садом, где Иисус предавался размышлениям и был схвачен римскими воинами. У ограды сада находится грот, где Господь молился, когда удалился от учеников. Грот превращен францисканцами в храм, украшенный золотом и мрамором, а камень, на котором сидел Иисус Христос, когда Иуда подошел поцеловать и тем предать его, лежит перед главным престолом Базилики мук Христовых. Роскошная церковь построена в 1925 году на средства двенадцати католических стран, гербы которых украшают двенадцать куполов храма, ее обслуживают монахи францисканского ордена. Изящная, похожая по форме на слезу францисканская Базилика Плача Господня отмечает то место, где Иисус оплакивал предчувствованное им разорение Иерусалима. Часовня построена в 1930 году, как выяснилось позже - над погребальными пещерами ханаанеев и развалинами церкви крестоносцев. Нынешний Гефсиманский сад - намного больше сада библейских времен, но здесь можно увидеть восемь еще живых олив, возраст которых превышает две тысячи лет. Предполагается, что на ветвях одного из этих деревьев повесился Иуда. По преданию, римляне вырубили оливковые деревья для постройки осадных машин, с помощью которых они разрушили Иерусалим в 70 году нашей эры, но маслины расцветут здесь вновь после Воскресения Господня, и отсюда Мессия поведет других воскресших из мертвых в Иерусалим через Золотые ворота Старого Города, обращенные к этой горе. Масличная гора наряду с Храмом Гроба Господня является вероятным местом, где находилась реальная Голгофа и произошло Распятие и Воскрешение Иисуса Христа. Этому событию посвящена русская православная Церковь Вознесения, колокольня которой - Русская свеча - видна издалека, поблизости небольшой восьмигранный купол Вознесения отмечает место, где Иисус Христос вознесся на небо. Русская православная церковь Святой Марии Магдалены с семью характерными куполами-луковками была построена в 1888 году на личные средства императора Александра Третьего в память его матери Марии Александровны. Рядом с садом, глубоко под землей находится гробница Марии, освященная свечами православных церквей. Ниже по ступеням, ведущим к часовне пятого века расположены ниши, где, как полагают, покоятся останки родителей Марии - Иоахима и Анны, а также ее мужа Иосифа. В Вифании находились дома Лазаря и Семеона Прокаженного, которых часто посещал Иисус. От часовни арабской деревни Вифания в Вербное Воскресенье отправляются торжественные процессии в Иерусалим, знаменующие вход Спасителя в древний город по дороге, ведущей через Масляную гору. Старую часть города Иерусалима на горе Мориа и Масличную гору разделяет и соединяет долина Кедрон.

                              

                     ГОРОД   ДАВИДА

Раскопки города ведутся на крутом склоне холма Офел, в том месте, где три тысячи лет назад стояло самое раннее поселение на месте Иерусалима - иевусейский город, который завоевал Давид. В ходе раскопок обнаружены остатки сооружений восьмого-шестого веков до нашей эры. На территории города Давида находится источник Гихон, он же Кедрон или Кедронский поток - единственный в древние времена источник воды в Иерусалиме. В то время жителям Иерусалима постоянно грозила опасность оказаться отрезанными от воды в случае нападения врагов и с  помощью удивительного инженерного сооружения, которое было построено при царе Езекии, удалось соединить источник Кедрон с Силоамским, или как его еще называют Купелью Силоамской, который находится примерно в пятиста метрах. В девятнадцатом веке археолог Чарльз Уоррен обследовал этот туннель и обнаружил подземный штрех, через который горожане могли доставать воду ведрами. Сейчас туристы могут пройти со свечками по туннелю Езекии от источника Кедрон сквозь холм Офел до выхода в бывший Силоамский водоем, который сегодня является театром для представлений под открытым небом.

                                   

                        ГОРА СИОН

На мысе за Сионскими воротами Старого города стоит в горделивом одиночестве Гора Сион, долгие века она является символом стремления евреев обрести историческую родину, и потому дала название еврейскому национально-освободительному движению. Говорят, будто султан Сулейман казнил зодчих, построивших его Великую стену, за то, что они не догадались включить Гору Сион в пределы обнесенного ею Старого города. Здесь находится одна из святынь еврейского народа - гробница Царя Давида, хотя есть большие сомнения в исторической достоверности этого адреса, израильтяне продолжают почитать ее. В период 1948-1967 годов, когда Стена Плача находилась в руках Иордании, предполагаемая могила стала главным местом религиозного поклонения евреев. Главное место среди христианских достопримечательностей занимает Сионская горница, где состоялась Тайная Вечеря отмечавших Пасху Иисуса и его учеников, трапезная находится на втором этаже большого комплекса, включающего и гробницу Давида. К зданию примыкает церковь Монастыря Успения Божьей Матери, отмечающая место, где настигла смерть Деву Марию.  Здесь также расположена Палата Холокоста (Катастрофы) - скромный мемориал в память об уничтоженных нацистами еврейских общинах Европы.

                                  

                    НОВЫЙ ГОРОД

Вплоть до середины девятнадцатого века стены Старого Иерусалима были для евреев городской чертой. Тем, кто осмеливался поселиться за ними, угрожали непримиримые мусульмане, в частности, совершавшие набеги бедуины... Когда же первые кварталы шагнули за рубежи Старого города и укрепились там, началось бурное строительство, продолжающееся по сей день.

                        

             ЗАПАДНЫЙ   ИЕРУСАЛИМ

Доныне сохранилась первая постройка первого еврейского квартала за пределами Старого города - простой одноэтажный дом, символически названный "Жилище спокойствия", возведен в 1860 году евреем-англичанином Мозесом Монтефиоре с использованием средств, завещанных евреем из Нового Орлеана Джудо Туро. В последующие четыре года Монтефиоре купил соседний участок и расширил квартал, дав ему название Йемин Моше. Чтобы обеспечить жителей мукой и работой, Монтефиоре построил ветряную мельницу, которая также сохранилась до наших дней. В 1948 году Башня-мельница, видная отовсюду, служила израильтянам важным наблюдательным пунктом. Квартал, возрожденный после войны 1967 года, считается районом богемы и является одним из самых дорогих в городе. Сохранились извилистые переулки второго по времени возникновения жилого пригорода Иерусалима - Наалат Шива. Квартал был основан в начале шестидесятых годов девятнадцатого века, сегодня на улицах района разместилось немало популярных ресторанов, и здесь кипит ночная жизнь. Свыше четверти граждан Иерусалима составляют ультраортодоксальные иудеи - хасиды, они живут обособленными общинами. Самый известный район ортодоксов - Меа Шеарим (Сто Ворот) - был построен в 1875 году как прибежище хасидских семей. Жизнь в этих кварталах подчинена жестким религиозным правилам вплоть до бытовых мелочей. Ортодоксы сохраняют традиционный внешний облик, например, мужчины носят пейсы (длинные пряди волос на висках) и в любое время года одеты в черно-белые одежды и шляпы или кипы. Таблички вокруг религиозных кварталов предупреждают, что появление здесь в "оголенном" виде (с обнаженными ногами, плечами, спинами) не допустимо, так же, как фотографирование, курение и езда на машине в субботу. Отнеситесь к предупреждениям всерьез.

 

Русское подворье занимает несколько кварталов вдоль Яффской дороги - это был первый комплекс, возникший за пределами Старого города, землю для его строительства приобрел после Крымской войны император Александр Второй, чтобы дать приют русским паломникам, приплывавшим или приходившим в Иерусалим пешком, часто без гроша и без сил после тяжкой дороги. Строительство было начато в 1860 году - большинство зданий, в том числе Кафедральный собор и Российское консульство, были закончены в 1864 году. В настоящее время большая часть зданий выкуплена израильским правительством, и здесь размещаются: Суд, центральный полицейский участок и Медицинское училище организации "Хадасса".

 

Район, называемый Немецкой колонией, был основан в 1873 году и до сих пор сохраняет европейские черты. В центре его находится ряд важных учреждений: Фонд ван Леера, Израильская акдемия искусств и наук, резиденция Президента страны и новый городской культурный Центр, в комплекс которого входит и Иерусалимский театр, открытый в 1986 году.

 

Бухарский квартал, расположенный к северо-западу, возник в конце девятнадцатого века - здесь поселились потомки так называемых бухарских евреев, живших в Средней Азии. Весьма зажиточный, район пришел в упадок после того, как в 1918 году Среднюю Азию присоединили к СССР и эмиграция оттуда прекратилась. Интерес для туристов представляет синагога "Баба Тама", середина девятнадцатого века. В Долине Хинном находится Шотландская церковь Святого Андрея, покровителя Шотландии, и ее странноприимный дом, а также памятник в честь шотландского короля Роберта Брюса, который умер в 1329 году и завещал, чтобы его сердце похоронили в Иерусалиме. Во времена царя Соломона в Долине Хинном идолопоклонники приносили человеческие жертвы своим богам.

На плато, выходящем на городские стены, с севера высится Французское подворье  - Нотр Дам де Франс - бывший монастырь Богоматери, основанный в 1884 году орденом августинцев и служивший пристанищем французским паломникам. Сейчас он принадлежит Ватикану, здесь работает Папский культурный центр, гостиница, ресторан. Французская больница Святого Людовика прежде располагалась в Христианском квартале, а в 1881 году была переведена в это специально построенное для нее здание. Сейчас она служит приютом для неизлечимо больных, за которыми ухаживают монахини. Гора Герцля названа в честь основателя сионистского движения Теодора Герцля - 1949 году его останки перевезли в Иерусалим, и на самой вершине горы в саду стоит простое надгробие из черного гранита, а у входа, ведущего на гору, расположен посвященный ему музей. К числу наиболее заметных современных построек Иерусалима можно отнести здание ИМКА (Ассоциация Молодых Христиан), построенное компанией, которая проектировала знаменитый небоскреб в Нью-Йорке - здесь также есть смотровая площадка на сорокаметровой высоте. Здание выдержано в восточном стиле.

Стоящий напротив отель "Царь Давид" был построен в 1930 году египетскими евреями в помпезных традициях Старого света, в период Мандата в нем находилась штаб-квартира британского командования ,и все правое крыло здания было разрушено в результате диверсии еврейских подпольщиков. В отеле останавливаются наиболее именитые иностранные гости. В большом парке за отелем находится пещера с гробницей семьи Царя Ирода, где похоронена его жена Мариамна и два сына, которых он убил, одержимый безумной подозрительностью. В районе Рехавия среди жилых домов сохранился погребальный склеп, известный как гробница Ясона, с надписями времен римского владычества. В Санхедрии, находится гробница Синедриона с могилами членов Высшего суда древнего Израиля.

 

Здание Кнессета - резиденция израильского парламента, оно построено в 1966 году - три гобелена в зале для приемов и мозаика на полу и стенах созданы Марком Шагалом. Вспомогательными помещениями для ста двадцати депутатов служат: синагога, библиотека, зал для конференций, ресторан. Заседание Кнессета проходят три раза в неделю и открыты для публики. Если вы хотите побывать в здании, возьмите с собой паспорт. Напротив здания Кнессета установлена резная менора (храмовый семисвечник) с изображением сцен из еврейской истории, подаренная Израилю Британским парламентом. Это - подобие меноры, котрая когда-то стояла в Храме Соломона. Рядом с Кнессетом разбит розарий, в этом же районе расположен городок Еврейского университета Гиват Рам, построенный в 1948-1967 годах, и Мемориал павшим израильским солдатам.

 

Яд Вашем - официальный мемориал в память шести миллионов евреев, погибших в Европе от рук нацистов во время Холокоста 1933-1945 годов - построен в 1953 году. Центральное помещение - Зал Памяти - покоится на округлых валунах. Внутри, между каменными блоками мерцает вечный огонь, на блоках выбиты названия двадцати одного лагеря смерти. В зале регулярно проводятся торжественные церемонии для посетителей - при посещении зала, мужчины обязательно должны быть с покрытой головой. Колонна Героизма установлена в честь бойцов сопротивления. Среди других сооружений: Музей, где собраны работы узников концлагерей, Архив, Зал Имен, в котором хранятся личные дела свыше двух миллионов убитых, Синагога, Скульптуры. Вдоль аллеи Праведников посажены деревья, увековечивающие имена представителей других народов, которые, рискуя жизнью, помогали евреям.

                        

              ВОСТОЧНЫЙ   ИЕРУСАЛИМ

По своему духу Восточный Иерусалим все еще арабская территория, здесь звучат арабские мелодии, а улицы украшают мечети. Однако по вероисповеданию большинство жителей христиане. У бывшей разделительной "зеленой линии", в доме, который использовался как пограничный пост, находится известный музей "Пост Турджемана", хранящий документальные свидетельства раздела городов. Поблизости находится место снесенных ворот Мандельбаума, которые в 1948-1967 годах были единственным переходом между восточной и западной частями города. Под стенами Старого города находятся Копи Царя Соломона - древняя шахта, глубоко прорезающая нижнюю часть долины до горы Мориа. От стен Старого города два главных проспекта Восточного Иерусалима - Наблусская дорога и улица Саладина. Близ Наблусской дороги расположен сад Гроба Господня  или Голгофа Гордона. Посреди ухоженной территории находится пещера, которую англикане и другие протестанты чтут как подлинную гробницу Иисуса. А вообще весь Восточный Иерусалим фактически представляет собой как бы обширный некрополь, где множество пещер и склепов, в их числе грот Иеремии, где этот пророк, по преданию, написал свои проповеди о горькой судьбе Иерусалима, и гробница праведника Шимона, еврейского первосвященника третьего века до нашей эры. Величественнее всех гробница Царей, получившая это название ошибочно... на самом деле это гробница царицы Елены Месопотамской, которая в пятьдесят четвертом году до нашей эры, вместе со своей семьей перешла в иудаизм. В районе Шейх Джахар находится Американский колониальный отель, построенный в виде роскошной арабской виллы, где останавливались американские писатели Марк Твен и Герман Мелвилл. На территории отеля "Холилэнд" еще до воссоединения города был построен уникальный макет Иерусалима времен Второго Храма, а для создания модели использовали иерусалимский камень. В копии не забыта ни одна известная деталь. Здесь можно видеть Храм, дворец Ирода, дворец Хасмонеев, рынки, гостиницы, другие общественные сооружения.

 

Комплекс Музея Рокфеллера, в который входит величественная восьмигранная башня и красивый двор. На горе Скопус расположен Еврейский университет, основанный по замыслу Хаима Вейцмана в 1925 году, а с  1948 года он был отрезан от еврейской части города. Пытавшиеся эвакуироваться с караваном организации Хадасса сотрудники университета были убиты. С 1967 года, когда университет вновь стал частью объединенного города, комплекс подвергся модернизации. Одно из наиболее внушительных сооружений здесь - Классический амфитеатр, где проводятся концерты и лекции.

 

На Холме Совета Нечестивых, согласно поверью, Иуда Искариот получил свои тридцать серебрянников за предательство Иисуса Христа. Сейчас в стоящем здесь замке, где в период Британского мандата была резиденция английской администрации, расположилась Штаб-квартира учреждений ООН. Лес Мира и новая прогулочная террасса Хаас, а также аллея Шеровер нависают над шоссе, идущим на Телпиот. На торговой улице Яд Харуцим много студий художников.

 

Эйн-Керем - стоит потратить полдня, чтобы посетить этот библейский городок, находящийся поблизости. Христиане считают, что здесь проживала семья Иоанна Крестителя, здесь же он и родился, а место рождения отмечено гротом и мозаичным панно в церкви его имени. Известной достопримечательностью является францисканская церковь Посещения, построенная в 1956 году на месте, где Елизавета прятала Иоанна Предтечу от воинов царя Ирода... Далее, прямо над городком раскинулся крупнейший израильский медицинский центр - госпиталь Хадасса, созданный при поддержке и финансовой помощи международной сионистской женской организации "Хадасса" в 1961 году. Синагоге Еврейского университета Хадасса - Марк Шагал в 1962 году подарил двенадцать своих знаменитых оконных витражей, изображающих сыновей Иакова, от которых произошли двенадцать колен Израилевых.

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру